Белый карлик погиб в объятиях своего партнера

Космический объект SN 2006gy был на несколько делений шкалы ярче, чем должен был бы быть. Однако за грандиозной вспышкой света, по-видимому, скрывается обычный взрыв звезды.

Белый карлик погиб в объятиях своего партнера

Художественное изображение взрыва сверхновой (коллаж). © NASA/CXC/M.Weiss; X-ray: NASA/CXC/UC Berkeley/N.Smith et al.; IR: Lick/UC Berkeley/J.Bloom & C.Hansen

Осенью 2006 года галактика NGC 1260 в созвездии Персея, удаленная от нас на 240 миллионов световых лет, засияла в десять раз ярче, чем она светится обычно. Причина этого заключалась в SN 2006gy, самом мощном на тот момент звездном взрыва в истории астрономических наблюдений, который достиг 100-кратной энергии взрывов обычных сверхновых. О причинах столь мощного космического явления споры ведутся давно, но теперь команда исследователей под руководством Андерса Джеркстранда, похоже, смогла разгадать эту загадку В журнале Science они называют «виновника» этого взрыва: обычную сверхновую типа Ia. При этом, как принято считать, белый карлик взрывается, потому что он крадет слишком много массы у своего звездного партнера — красного гиганта. Такие сверхновые среди исследователей пользуются большим спросом, потому что они всегда светятся одинаково ярко и тем самым показывают, насколько далеко они располагаются. Но яркость SN 2006gy оказалась совсем не такой, как обычно у сверхновых типа Ia, а практически на целый класс выше. Это дало исследователям основание предположить, что она взорвалась внутри огромной газовой оболочки.

Основным доказательством этого предположения является спектр, который был зарегистрирован менее чем через год после взрыва. В нем исследователи обнаружили спектральные линии нейтрального железа, которые позволяют сделать вывод, что в нем содержится необычно много железа: почти 30 процентов массы Солнца. Это железо образуется в результате радиоактивного распада изотопа никеля — никеля-56. А выделяемая таким образом энергия как раз и питает яркость сверхновой. Другими словами: чем больше никеля, тем ярче свечение. Но в большинстве ядерных коллапсов сверхновых возникает максимум треть того железа, которое присутствует в нашем случае. Еще одной проблемой видится скорость расширения облака взрыва. Она не соответствует спектральным линиям большинства сверхновых. Кроме того, SN 2006gy расширяется необычайно медленно.

Эти обстоятельства оставили исследователям только двух «подозреваемых»: обычную сверхновую типа Ia, которая взрывает плотную оболочку вокруг себя, или сверхновую с парной неустойчивостью, в которой чрезвычайно массивная звезда взрывается почти полностью. И модели обоих вариантов достаточно хорошо объясняют наблюдаемый спектр. Но как только дело доходит до точной формы кривой яркости, зерна отделяются от плевел: сверхновая с парной нестабильностью в эту форму никак не попадает. С другой же стороны, тип Ia может точно объяснить кривую яркости, но только при условии, если предположить, что сверхновая окружена оболочкой, имеющей массу примерно в 10 масс Солнца. При этом даже измеренная скорость полностью соответствует полученной модели.

Каким образом материал в десяток солнечных масс солнечных масс, оказавшийся вокруг звезд, туда попал — причем совсем недавно, так как скорость расширения говорит исследователям, что этому материалу всего один или два столетия — вполне объясняется стандартным сценарием. Выглядит он так: если красный гигант достаточно велик, его оболочка растет быстрее, чем он теряет массу, оттягиваемую белым карликом, пока, наконец, эта оболочка не окутает обе звезды. И наблюдавшийся взрыв, должно быть, как раз и пришелся на эту временную фазу "общей оболочки". Вот и получается, что белый карлик погиб в тесных объятиях своего партнера.