Искусственный интеллект видит инопланетные сооружения там, где их нет

Подозрительный квадрат: что это — искусственная структура или все же скальная формация? Когда дело доходит до такого вопроса, искусственный интеллект, похоже, испытывает те же трудности, что и мы, люди. Как показал эксперимент, он тоже склонен видеть шаблоны там, где их нет. А это значит, что такие системы ИИ оказываются не менее восприимчивыми к парейдолии, как и мы, например, при поиске внеземных радиосигналов или внеземных структур.

Искусственный интеллект видит инопланетные сооружения там, где их нет

Имеет ли эта квадратная структура на карликовой планете Церера естественное происхождении или, может быть, это внеземное сооружение? © NASA/JPL-Caltech, UCLA, MPS/DLR/IDA

Скорее всего, мы во вселенной не одиноки: по оценкам астрономов, в одном только Млечном Пути может существовать более 10 000 инопланетных цивилизаций, а планет с простыми формами жизни еще больше. Однако до сих пор ни астрономы SETI, ни другие исследователи неба не обнаружили свидетельств существования инопланетян или хотя бы следов внеземных цивилизаций. А некоторые предполагаемые инопланетные сигналы при проверке также оказались ложной тревогой.

Поиск сигнатур инопланетян

Но кроме «подозрительных» радиосигналов инопланетные цивилизации могли бы также проявлять себя с помощью своих технологий — например, в виде космических станций или других орбитальных структур, которые изменяют свет их звезды. Также о существовании чужих могут свидетельствовать искусственные сооружения на экзопланетах или астероидах, если, конечно, мы сможем распознать их, как таковые.

И именно этот вопрос Габриэль Де Ла Торре из Университета Кадиса определил главной целью своего эксперимента. Он захотел выяснить, насколько надежно искусственный интеллект может отличать естественные образования на планете и поверхности астероидов от искусственных, прямоугольных или треугольных форм. «Одним из потенциальных применений ИИ является обнаружение ярких и потенциально искусственных структур в радиосигналах, фотографиях или других данных», — объясняет Де Ла Торре.

Искусственный интеллект видит инопланетные сооружения там, где их нет

Искусственный интеллект распознал в кратере Оккатор квадрат и треугольник. © De la Torre, NASA/JPL-Caltech, UCLA, MPS/DLR/IDA, PSI

Картина, в которой ничего нет

Примечательно же в этом то, что мы, люди, часто видим такие паттерны даже там, где их нет — будь то в виде «лица на Марсе» или даже марсианских «насекомых». Но сталкивается ли с подобной проблемой и искусственный интеллект? Чтобы это выяснить, Де Ла Торре обучил нейронную сеть распознавать прямоугольники и треугольники на различных снимках. Затем исследователь представил как системе ИИ, так и 163 живым людям несколько снимков поверхности карликовой планеты Церера.

Она известна тем, что на ее поверхности имеются поразительные образования, такие как гора в форме пирамиды, таинственные белые пятна, а также, как может показаться, правильные геометрические структуры, в том числе квадратная структура в кратере Оккатор. Так как же ИИ оценил изображенное на этих снимках?

Квадрат в треугольнике

Результат оказался таковым: «И испытуемые, и искусственный интеллект увидели на этих снимках квадратную структуру», — сообщает Де Ла Торре. — «Кроме того, ИИ также идентифицировал и треугольник, который якобы обрамлял квадрат». По словам исследователя, это свидетельствует, что система ИИ может заблуждаться так же, как и человек: если ее обучают видеть квадраты и треугольники повсюду, она делает это — даже если структуры просто оказываются отдаленно похожими на эти геометрические формы.

Но это означает вот что: искусственный интеллект, возможно, не намного лучше способен отличать реальные сигнатуры инопланетян от природных структур или естественных сигналов. «Это может поставить под сомнение полезность таких систем для поиска внеземного интеллекта», — считает де ла Торре. — «Поэтому мы должны быть особенно осторожны и критичны при использовании систем ИИ в SETI».

Под влиянием ожиданий и предвзятости

С другой стороны, глупо сомневаться, что искусственный интеллект может стать огромной помощью, особенно при оценке больших баз и собраний данных. Тем не менее, необходимо проведение дальнейших исследований, чтобы выяснить, возможна ли и каким образом возможна непредвзятая интерпретация таких данных. «Важность факторов убежденного ожидания и предвзятости должна быть изучена как можно скорее, пока системы ИИ все еще контролируются и направляются людьми», — говорит Де Ла Торре.

И действительно, уже несколько исследований показали, что якобы объективные системы ИИ тоже могут быть предвзятыми — отчасти потому, что материал, на котором система самообучается, непреднамеренно способствует ошибочным суждениям и предубеждениям. И такие искажения могут также возникать и при поиске внеземного разума с использованием искусственного интеллекта.