В метеорите обнаружили материю из времени до рождения Солнца

Образцы из метеорита Альенде ставят под сомнение предыдущие версии об изначальных условиях Солнечной системы.

В метеорите обнаружили материю из времени до рождения Солнца

«Любопытная Мария» — фрагмент метеорита Альенде 1969 года. Включения в его тело теперь предоставляют ключи к начальным условиям возникновения и формирования Солнечной системы. Фото: The Planetary Society.

8 февраля 1969 года каменный метеорит весом около пяти тонн вошел в атмосферу Земли над Мексикой. Вслед за этим глыба из космоса на пути к поверхности земли разлетелась на множество фрагментов различной величины. И один из более крупных фрагментов едва не попал в почтовое отделение города Пуэблито-де-Альенде в штате Чихуахуа, по названию которого метеорит и получил свое название. В конце концов, удалось восстановить почти три тонны оригинального изначального объекта. Сегодня фрагменты метеорита Альенде выставлены в экспозициях разных музеев, а также находятся в различных коллекциях в частной собственности.

Команда ученых из Вашингтонского университета, Калифорнийского технологического института и Чикагского университета повнимательнее присмотрелась к одному из таких фрагментов, названному Curious Marie (Любопытная Мэри). И в этом сохранившемся образце обнаружился сюрприз: крошечные кусочки твердого межзвездного материала с компонентами кальция и алюминия, которые образовались еще до рождения Солнца.

Загадочное выживание

«Что нас поразило больше всего, так это тот факт, что эти досолнечные зерна вообще сохранились в метеорите. Наше современное понимание формирования Солнечной системы предполагает, что такие досолярные частицы не могут фактически выживать в среде, в которой эти включения образуются», — говорит Ольга Правдивцева из Вашингтонского университета в Сент-Луисе.

Еще в 2016 году исследовательская группа из Чикагского университета обнаружила в фрагменте «Любопытной Мэри» свидетельство присутствия редкого элемента, называемого кюрий, который должен был бы существовать еще во время формирования Солнечной системы. В новом исследовании, опубликованном в журнале Nature Astronomy, Правдивцева и ее коллеги использовали изотопные сигнатуры благородных газов, чтобы показать, что «Любопытная Мэри» действительно содержит предсолярные зерна карбида кремния.

Условия рождения Солнечной системы

Это важно, потому что пресолярные гранулы, как правило, считаются слишком хрупкими, чтобы противостоять условиям высоких температур, которые преобладали на этапе рождения нашего Солнца. «Тот факт, что карбид кремния содержится в тугоплавких включениях, дает информацию об условиях в солнечном тумане во время конденсации первых твердых материалов», — говорит Правдивцева. — «А тот факт, что карбид кремния не был полностью разрушен в «Любопытной Мэри», может помочь нам немного лучше понять эту среду».

В конечном счете, новые результаты свидетельствуют о том, что условия во время рождения нашей Солнечной системы, похоже, несколько отличаются от того, что предполагалось ранее.